Учебно-реабилитационный центр
Тел.: 88001015085
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Ислам в пенитенциарной системе дореволюционной и советской России – почему тогда не было экстремизма?

Мечеть Ярдэм / Статьи / Ислам в пенитенциарной системе дореволюционной и советской России – почему тогда не было экстремизма?

Ислам в пенитенциарной системе дореволюционной и советской России – почему тогда не было экстремизма?. Статьи

Поскольку российское государство как минимум с середины 16 века имело в своем составе большое количество мусульманского населения, то совершенно очевидно, что и в тюрьмах Российской империи всю её историю содержались заключенные мусульманского вероисповедания.

Одним из самых известных первых узников тюрем Российский империи был знаменитый татаро-башкирский мулла Батырша, который был предводителем знаменитого Башкирского восстания 1755-1756 годов. Он был известен в татаро-башкирском обществе как знаток шариата и поэтому имел большой авторитет. В 1755 году он выступил с воззванием к мусульманам Российской империи, в которой он подверг жесткой критике колониальную политику царизма. Это воззвание стала программой большого восстания тюркоязычных народов Волго-Уральского региона, которое Батырша и возглавил.

8 августа 1756 года он был арестован царскими властями и заточен в Шлиссельбурнскую крепость, где провел 6 лет пока не был убит при попытке сбежать. За время проведенное в имперских тюрьмах он не только подвергся пыткам, но и стал знаменитых своими письмами императрице Елизавете Петровне, в которых объяснял свое сопротивление несправедливой политикой царских властей.

Представители мусульманского населения попадали в тюрьмы Российской империи как за политические преступления, так и за криминальные. Но самое большое количество мусульман, конечно, оказалось за стенками отечественных тюрем в советское время. В 1920е и 1930е годы большевистская власть подвергла все религии страны жестким политическим репрессиям. Эти репрессии очень серьезно ударили и по исламскому населению страны, чье духовенство было одним из самых больших в стране Советов.

Антирелигиозная борьба активизировалась в конце 1920х годов. В частности, в феврале 1929 года в парткомы страны рассылается письмо за подписью секретаря ЦК ВКП (б) Л. Кагановича, которое называлось «О мерах по усилению антирелигиозной работы». В этом письме все верующие, в том числе и духовенство, были записаны во враги социализма. 8 апреля 1929 года вышло постановление Президиума ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В соответствии с этим документом компетенции религиозных организаций сужалась до удовлетворения религиозных потребностей в рамках молитвенного здания. Другими словами это означало вытеснение религиозных организации из всех сфер общественной жизни, где они могли действовать ранее.

С этого момента антирелигиозная компания стала принимать все большие обороты. В частности, в июне 1929 года состоялся II Cъезд воинствующих безбожников, которые призвал власти к активизации антирелигиозной борьбы; в тоже месяце 1929 года ВЦИК СССР запретил преподавать мусульманское вероучение, а также конфисковал закятное имущество и вакфы.

Если говорить непосредственно о борьбе с исламом в центральной России, то интересно, что самый большой упор в этой борьбе был сделан на территории советского Татарстана. К 1930 году из 24 мухтасибатов остались лишь три. По сведениям муфтия Ризы Фахретдина, самый большой процент недействующих махаллей падает на Татарскую республику. Также было значительное число закрытых приходов т в соседней Башкирии. Если в 1927 году в этом регионе было 2 414 мечетей, то к 1941 году осталось только 12.

Хотя преследованию подвергались татары-мусульмане и других регионов. Например, как пишет историк Ильнур Минуллин, в 1929 году расстрелу и различным срокам наказания подверглись татары – жители ряда сел Канадейской волости Пензенской губернии, за то что они праздновали Курбан-байрам. В 1929-1938 годах на территории Татарстана НКВД осудило более 800 представителей мусульманского духовенства. По данным историка Минуллина количество мусульманского духовенства в период между 1927 годом и 1934-м сократилось с 3900 человек до 1000 человек.

Период с 1936 по 1939 годы, который в исторической литературе именуется «Большим террором» можно сказать практически уничтожил мусульманское духовенство как класс, так как с конца 1920х годов к концу 1930х годов осталось не больше 10 процентов (а по некоторым данным и всего 3 процента) от прежнего числа мулл и имамов. НКВД фабриковало в отношении мусульманского духовенства обвинения в промышленных масштабах.

Имамов обвиняли в шпионаже в пользу других государств, в подготовке антисоветских восстаний, и в панисламизме или пантюркизме. По сути было вырезано все руководство традиционного организационного центра российских мусульман – Центрального духовного управления в Уфе. В числе расстрелянных по обвинению в «контрреволюционной буржуазно-националистической повстанческой» деятельности была и первая женщина-шариатский судья (казый) в мире, знаменитая татарская проповедница ислама Мухлиса Буби.

Как пишет Минуллин, к высшей мере наказания были приговорены известные мусульманские деятели Татарстана – мухтасиб Дубъязского района Ф. Шамсутдинов, мухтасиб Арского района Г. Уразгильдеев, бывший имам мечети 17 махалли Казани С. Вахитов и другие. «В 1936 году расстреляна казый ЦДУМ М. Буби, в 1937 году в Москве – имам соборной мечети А. Шамсутдинов, в 1938 году приговорено к высшей мере практически все руководство Духовного управления – Ш. Шараф, З. Камали, Дж. Абызгильдин и другие. Осужденный в январе 1937 года на 10 лет заместитель муфтия К. Тарджиманов в октябре следующего года был этапирован в Уфимскую тюрьму, где в течение года подвергался пыткам», - пишет Минуллин.

Не просто десятки тысяч, но и сотни тысяч представителей мусульманского духовенства и просто прихожан мечетей прошли сталинские лагеря. Конечно, это был самый массовое присутствие мусульман в отечественной пенитенциарной системе. Уровень несправедливости в отношении мусульман – как и в отношении других дискриминируемых советской властью социальных групп – был самым высоким со временем взятия Казани в 1552 году.

Однако вот, что интересно. В этот самый сложный, самый тяжелый для мусульман страны периоды, когда в застенках оказалось самое большое количество мусульман за всю историю, в их среде не родились экстремистские и террористические взгляды. Среди отечественных мусульман внутренней России, которые подвергались гонениями, не получили распространения деструктивные секты и прочие нетрадиционные учения.

Хотя надо сказать, что поколение мусульманских интеллектуалов, которые застали репрессии 1930х годов, также застали активную террористическую деятельность российских анархистов начала 20 века. Однако ни у кого не возникло стремления перенять этот опыт.

Дело в том, что репрессированные в 1930е годы мусульмане были носителями тех самых традиционных мусульманских ценностей, которые были характерны для нашего ислама, эти мусульмане были частью той дореволюционной традиции – крепкой, многовековой, фундаментальной – которая не позволяла распространению ереси и терроризму. Сегодняшние проблемы с появлением в нашей стране, в том числе в тюрьмах, проблемы экстремизма, который прикрывается мусульманскими символами, были заложены тем, что традиционный для нашего региона ислам был почти полностью вырез физически руками сталинского НКВД в 1930е годы.

Тогда мы потеряли традицию, которая могла бы нас уберечь от той деструктивной ереси, которая сегодня пытается вторгнуться в наше сообщество.

Совершенно логичным, в связи с этим является возвращение и популяризация традиционных религиозных ценностей как в обществе в целом, так и в тюрьме, в частности, как способу профилактики экстремистских и прочих деструктивных взглядов. Все это подталкивает нас к мысли, что планомерная воспитательная работа с заключенными именно на фундаменте традиционных мусульманских ценностей и взглядов может стать основой в решении проблемы экстремизма.

Илдар Баязитов

22.07.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2024 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
При поддержке Фонда развития исламского Интернета

Использование баннера и логотипа мечети "Ярдэм" возможно только с письменного разрешения руководства мечети "Ярдэм". Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дизайн сайта — Студия Ариф