Учебно-реабилитационный центр
Тел.: 88001015085
Казань, ул. Серова, 4а

Рубрики новостей:

Религия в современных европейских тюрьмах: какой урок мы можем извлечь из западного опыта?

Мечеть Ярдэм / Статьи / Религия в современных европейских тюрьмах: какой урок мы можем извлечь из западного опыта?

Религия в современных европейских тюрьмах: какой урок мы можем извлечь из западного опыта?. Статьи

Конечно, сложно говорить о роли религии в современной тюремной системе всех европейских – и тем более всех западных – стран. Слишком разными эти страны являются и как мы смогли с вами убедиться слишком велико различие и тюремных систем этих стран. Тем не менее есть одна общая тенденция, которая в той или иной степени западные страны роднит. За последнее столетие в европейских тюрьмах резко снизилось влияние религиозного фактора в перевоспитании правонарушителей. Конечно, это уменьшение религиозного фактора сложно сравнить с тем, что происходило в Советском Союзе.

В частности, принципиальная разница в том, что религия в европейской тюремной системе не подверглась полному запрету, так как любой желающий при желании может читать религиозную литературу и общаться со священником. Однако обязательным элементом в перевоспитании правонарушителей религиозный компонент больше не является. Поскольку западноевропейские страны традиционно являются христианскими, то само собой именно христианство было основной религией, которая доминировала в тюрьмах в прошлом.

Однако сегодня ситуация стала меняться и связано это, конечно, с демографическими и миграционными показателям, которые мы можем наблюдать в Западной Европе. Как среди населения стран этого региона, так и соответственно среди преступников, которые находятся за решеткой много представителей народов, которые традиционно исповедуют ислам. Поскольку одной из самых острых проблем современного мусульманского мира является проблема экстремизма, то и тюрьмы также стали проблемной точкой в этом вопросе.

Более того, именно в тюрьмах зачастую рождаются многие будущие так называемые джихадисты. На мой взгляд, сама возможность такой ситуации стала результатом слишком радикальной реализации принципа разделения государства и церкви. Однако, как мы прекрасно помним, даже если отделить религию от государства, от общества религию отделить невозможно. Как итог, государство – а точнее представители государства – теряет компетенции в религиозных вопросах.

Однако потребность людей в религии была и будет всегда, тем более если мы говорим о таких местах как тюрьмы, где человек испытывает кризис и, как правило, старается переосмыслить свою жизнь. Совершенно логично, что люди в тюрьмах обращаются к религии. Однако неспособность сотрудников западных тюремных систем отличить традиционные религиозные ценности и учения от экстремистских и деструктивных привело к тому, что на территории тюремных зон стали попадать самые разные сомнительные сектантские и псевдорелигиозные течения и представления.

В некотором смысле похожая проблема возникла и в России, когда после распада СССР именно неосведомленность в религиозной сфере сотрудников системы исполнения наказания стало причиной того, что в тюрьмах, в какой-то момент стали популярны нетрадиционные религиозные течения. Тем не менее в России государство смогло осознать важность религиозного фактора – представители традиционных конфессий получили возможность проповедовать именно традиционные религиозные ценности на территории тюрем, а сотрудники системы ФСИН постепенно вникают в религиозные тонкости.

Однако такого нельзя сказать о западных странах. Ведь наиболее ярко проблема присутствия экстремистских учений в тюрьмах сегодня наблюдается именно в Западной Европе, где руководители таких стран как Франция продолжают упорствовать в своем резком секуляризме. Как итог, современные тюрьмы Франции и, например, Бельгии, стали местами, где распространению экстремистских взглядов нет серьезного идейного противостояния. Ведь, что предлагает правительство той же Франции в качестве альтернативы религии? В качестве альтернативы она предлагает радикальную секулярную точку зрения. Нет религии нет проблем? Однако это глубоко ложная точка зрения.

Невозможно экстремизму, который эксплуатирует религиозные символы противопоставить секуляризм. Так называемому религиозному экстремизму нужно противопоставить настоящие традиционные религиозные ценности, потому что экстремисты в свои ряды вербуют людей, у которых есть потребность в вере, в религии, однако нет знаний, то есть нет понимания того, что такое настоящие традиционные религиозные взгляды. Невозможно человека, у которого есть потребность в вере в Бога, потребность в следовании законам Всевышнего, то есть в Его религии, убедить в том, что религия ложна и надо пойти по пути секуляризма. Это не путь борьбы с экстремизмом, а ровно наоборот – принуждение к радикально секулярному взгляду на жизнь может только привести к еще большей озлобленности и радикализации человека, чем и могут в свою очередь воспользоваться вербовщики деструктивных сект.

Сегодня в тюрьмах Франции, например, только официально 500 человек сидят за участие в экстремистских исламистских группах и как минимум 1 200 человек имеют экстремистские взгляды. Это только официальные данные, хотя реальная цифра может быть выше. По большому счету именно французская секулярная модель, которая считается самой жесткой в мире и которая имеет особое название – лаицизм, повинна в религиозной безграмотности людей ответственных за перевоспитание преступников, осужденных французской фемидой.

Как итог пустивший корни в тюремной системе французского государства экстремизм довел сотрудников тюремной системы этой страны до того, что в начале 2018 года они объявили забастовку. По мнению надзирателей их работа стала слишком опасной. Забастовка блокировала работу более ста тюрем по всей стране. Как сообщали средства массовой информации, акции протеста последовали после того, как 11 января 2018 года заключенный-исламист немецкого происхождения напал с ножницами и бритвенным лезвием на троих смотрителей тюрьмы города Ванден-ле-Вьей на севере Франции. Несколько инцидентов также произошло и в других тюрьмах этой страны. В частности, в городе Мон-де-Марсан на юго-западе Франции нападению подверглись шестеро надзирателей тюрьмы. 19 января 2018 года трое заключенных напали на смотрителей тюрьмы в коммуне Борго на Корсике.

Сотрудники тюремной системы Франции, а также профсоюзы этой страны требовали не только повысить заработную плату за риски, которые они испытывают на работе и увеличить штат сотрудников, но и создать в местах заключения отдельные блоки для радикальных исламистов и особо агрессивных арестантов.

Таким образом, как мы видим, ситуация в тюрьмах Франции зашла настолько далеко, что даже тюремным надзирателям необходимо защита от экстремистки настроенных арестантов.

На мой взгляд, европейский, в частности, французский опыт должен быть для нас поучительным. Жесткое ограничение роли религии идет в противовес с общественной потребностью в религии, в вере. Такая потребность автоматически возрастает в ситуации, когда человек оказывается в тюремных застенках. Эту потребность невозможно пресечь, однако администрация тюрем должна следить за этим процессам, чтобы под видом религии в места заключения не стали проникать псевдорелигиозные, деструктивные и нетрадиционные течения и идеологии. Более того, это повод задуматься о том, как религия может помочь перевоспитать преступника и подготовить законопослушного гражданина. Именно для этого нужны профессионально разбирающиеся в этом вопросе эксперты и представители традиционного духовенства.

Илдар Баязитов

20.07.2018


Каталог статей
Рассказать друзьям

Фотоистория мечети
Новости мечети

«Ярдэм» в лицах

© 2013-2024 Мечеть "Ярдэм", официальный сайт
При поддержке Фонда развития исламского Интернета

Использование баннера и логотипа мечети "Ярдэм" возможно только с письменного разрешения руководства мечети "Ярдэм". Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дизайн сайта — Студия Ариф